Сайт Информационных Технологий

ЭКОЛОГИя ЗВУКО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ как объект мягких измерений

(к постановке проблемы)

В.Н. Говор

Открытый Университет Экологии Искусства БАНЭК, Санкт-Петербург, Россия

Abstract — The basic object of ecological monitoring at the present stage is the degree of pollution of environment ground, water, air. In the present research sound-information environment, its sources (act ivators) and their estimated parameters including qualitative ones are being considered as the main objects of investigation.

1. Введению в проблему Экологии Звуко-информационной среды (ЗИС)

Одной из сфер, составляющих жизненное пространство человека, считается сфера восприятия, основным механизмом которого является сенсорика как сфера чувственой рефлексии на действие внешних стимулов. В этой связи, прост ранство, которое составляет сферу восприятия человека принято называть сенсорным. Важнейшей частью этого пространства следует считать Звуко-ин-формационную Среду (ЗИС).

В качестве основных характеристик ЗИС принято считать наличие: во-пер-вых, физической (вибрационно-частот-ной, тембровой, динамической, интонационно-образной, эмоциональной и т. п.) информации собственно звука как акустического явления , независимо от его источника; во-вторых: содержательно-образной структуры музыкальных произведений, являющихся изначально информативными - по замыслу творца (композитора), а также обогащенными эмоционально-смысловой информацией, заложенной в интерпрета ции исполнителя (дирижера, инструменталиста, певца).

Качество (квалитативные характеристики и критерии оценки) ЗИС всецело зависит от качественных показателей ее источников: голоса (пение), музыкальных инструментов, в особенности - духовых инструментов, как наиболее активных возбудителей ЗИС. Воздействие ЗИС на слушателей обусловлено особенностями природной – естественной настройки (восприятия) человека на частотную структуру природных звуковых источников, в частности - голосов птиц и зверей, шума леса и морского прибоя.

С Атропометрических позиций1 (Б.В. Гладков [2]), восприятие ЗИС характеризуется природной настройкой, не только органов слуха, но и всего организма чело века на основе индивидуального камертона (его формантного, звуко-частотного спектра). Этот камертон содержит важнейшую жизненную константу, выраженную в Высокой (Вер-хней) певческой форманте (ВПФ). Она является п о сути катализатором экологичности ЗИС и его источников для каждого индивида-реципиента (субъекта восприятия).

Степень экологичности ЗИС, в свою очередь, характеризуется полнотой, либо усеченностью спектра исходного звука (источника) – возбудителя ЗИС:

- полноценный, резонансно-формант- ный спектр формирует т.н. Сферическую стоячую звуковую волну (ССЗВ на основе ВПФ, см. Гладков Б.В. [3,4]), которая благотворно в лияет (как показывает практика) на организм человека; гармонизирует ЗИС и жизнедеятельность человека; способствует формированию системы “Человек-Инструмент”;

- усеченный (неполный) спектр приводит к деструктуризации (разрушению) ЗИС, что нарушает естественность восприятия и, нередко, вызывает: психо-соматические расстройства; деформацию слуховых представл ений; приводит к дискоординации слухо-двигательных связей в процессе формирования Слухо-двигательного комплекса (СДКм) на начальной стадии музыкально-творческого развития. Следовательно, экологизация ЗИС, как сферы жизнедеятельности человека - это прежде всего процесс создания условий гармонизации звуко-вибрационного (сенсорного) пространства Человека. Именно в этом заключается основная Цель Экологии Искусства, в частности - музыкального. Концептуальную основу Экологии Искусства составляет Антропометрический (системно-интегративный) подход.

Цель Экологии Искусства - формирование ЗИС на основе модели ССЗВ в структуре Системы Равных Концентрических Объемов. По существу Экология Искусства - это Экология Человека, которая осуществляется средствами музыкального искусства, имею щая своими объектами:

1.Человека,с позиции Экологичных (физиологически целесообразных) обучающих и звуковоспроизводящих Технологий (“Нового поколения”) формирования ЗИС;

2. Окружающую Среду (как часть сенсорного пространства) с позиции ее преобразо- вания экологичными средствами (источниками: певческий голос, музыкальные инструменты) и имеющую свойства Звуко-информационной Среды (ЗИС).

Таким образом Экологию Искусства следует понимать в качестве:

- раздела научного знания, имеющего в качестве объекта изучения собственно – Звуко-Информационную Среду (ЗИС) и обладающей неоходимой для этого – методологической, терминологической и исследовательской базой; разрабатывающей собственну ю шкалу измерений и оценки, а также выявления качественных характеристик ЗИС;

- сферы активной деятельности в науке, культуре и образовании, направленная на формирование необходимой экологической культуры и соответствующего общественного сознания, предъявляющего требования к средствам формирования экологичной З ИС как части жизненного пространства Человека, исходя из разработанной и осознаной критериальной (квалитативновной) шкалы (см. В.Н.Говор [7,8]).

1.1. Некоторые аспекты Гармонизации системы “Человек-Инструмент” как источника ЗИС.

Одним из активных и эффективных средств создания (возбуждения) сенсорного пространства является музыкальное искусство. Результатом музыкально-художественной деятельности человека яв-ляется не только создание, но и преобразование се нсорного пространства именно в Звуко-информационную Среду (ЗИС). Чтобы обосновать правомерность использования понятия Звуко-информационной Среды (ЗИС), необходимо, хотя бы вкратце, пояснить содержание используемых в данной работе значений с Антропометрич еских позиций, а также с позиций современных теорий (в частности - теории энерго-информационного обмена).

Исследованию музыкального искусства в рамках теории информации, в частности с позиций эстетического восприятия содержательной структуры и отдельных составляющих музыкальных произведений (независимо от их в ида и жанра) посвятил ряд своих работ французский ученый А.Моль ([11,12]). Структура восприятия музыкального произведения (по А.Молю) проиллюстрирована на блок-схеме (см. Приложение 1).Качество Звуко-информационной Сре ды (ЗИС), следовательно и степень ее воздействия на органы восприятия и на организм человека в целом, всецело зависят от качества ее источников: вокальный голос (при пении); музыкальные инструменты и коллективы.

Наиболее активными по воздействию на органы восприятия из звуковых источников являются духовые инструменты. Достижение гармоничности, стройности звучания духовых ансамблей является одной из острейших проблем в создании экологичной ЗИС, несмотря на богатые отечественные традиции, в частности садово-парковой культуры и исполнительской практики оркестрово-духового искусства. Традиционно сложившиеся средства (приемы обучения и настройки) не позволяют в полной мере решить данную мно госложную проблему. Необходим иной подход, который следует искать в разработке Методологических основ (в теоретическом плане) и Технологических средств (в практическом плане) Гармонизации Звуко-информа-ционной Среды (ЗИС) и ее источников (в частности дух овых инструментов во взаимодействии с организмом исполнителя).

Воздействие ЗИС на слушателей обусловлено природными особенностями восприятия, а точнее - настроенностью (ориентированностью) на природные (экологичные) звуковые источники: голоса птиц, шум леса, морского прибоя и т.п.. С другой сторо ны, подобная ориентация восприятия обусловлена психофизиологическими механизмами настройки человеческого организма на индивидуальный камертон (частотно-звуковой набор, характерный для каждого индивида). С Антропометрических позиций (Б.В.Гладков [2]) индивидуальный камертон задается частотой верхнего обертона (или Верхней певческой формантой – ВПФ). По отношению к Звуко-информационной Среде, индивидуальный камертон каждого из источников этой среды является главной д етерминантой, определяющей ее (ЗИС) качественные показатели – составляющими спектра: - полноценный спектр формирует т.н. Сферическую стоячую звуковую волну (ССЗВ, Б.В.Гладков [3]), которая определяет Экологичность Зву ко-информационной реды, благотворно влияеющей (как показывает практика) на любой живой организм, в том числе и человека, гармонизирует его жизнедеятельность;

- неполный, усеченный, - преобладающий в современной исполнительной практике спектр создает неэкологичную Звуко-информационной Среду, задавая деструктурирующие корреляты (по причине деформации ее источников) Подобная среда может вызыва ть (как у слушателей, так и исполнителей) различные психосоматические расстройства. Следовательно, экологизация Звуко-информационной среды, это прежде всего процесс ее гармонизации посредством последовательной на стройки – (Гармонизации) каждого из ее источников. В качестве одного из подобных источников предлагается рассмотреть систему “Человек-Инструмент”.

Включение Человека в структуру системных отношений типа “Человек-Машина” стало осуществляться в кибернетике и технике сравнительно недавно. Понятие системы вытекает из понятия Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в познании (В.В.Давыдов,А.В.Запорожец, Б.Ф.Ломов [13, c.341]). Система “Человек-Машина” или “Человек-Компьютер” как понятие сложилось в XX веке – система состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность (там же c.342).

В предлагаемом контексте под системой “Человек-Инструмент” понимается взаимодействие двух подсистем: организма (как биологической подсистемы) и инструмента (как физической или акустической подсистемы). Взаи модействие указанных подсистем может рассматриваться на трех уровнях:

1 - без учета закономерностей функционирования каждой из подсистем, – преобладающий в отечественной практике обучения на духовых инструментах (интуитивно-эмпирический уровень);

2 - с учетом закономерностей функционирования каждой из подсистем, но без анализа условий их взаимодействия (уровень чисто эмпирического подхода);

3 - с учетом закономерностей функционирования каждой из подсистем, а также на основе обобщающего анализа специфических и общих свойств и качеств их гармонично-устойчивого взаимодействия (уровень системно-интегративного подхода).

Последний уровень в полной мере отражает свойства Антропометрического (системно-интегративного) подхода, при котором взаимодействие указанных подсистем может рассматриваться как возможность формирования собственно системы “Человек-Инст румент”. Подобное взаимодействие, в свою очередь невозможно без достижения гармоничности внутри самой системы.

Проблема Гармонизации в рассматриваемых аспектах весьма актуальна по многим параметрам. Гармония (лат.:созвучие, согласие) как качественное (квалитативное) понятие подразумевает не только сочетание, слияние двух подсистем, но и их стру ктурно-функциональную устойчивость самой Системы.

С Антропометрических позиций под Гармонией подразумевается состояние оптимального резонанса системы и создание звуко-резонансной – объемно-звуковой Среды на основе Стоячей Сферической Звуковой Волны (ССЗВ). Структура ССЗВ, в свою очередь проецируется на Систему Равных Концентрических Объемов (СРКО, рис. 1), которая отражает математическую модель Шкалы натурального музыкального звукоряда. СРКО должна рассматриваться не только в качестве объем но-звуковой модели, но и структурной модели ЗИС, экологичной по своему содержанию.

Основным фактором-показателем, определяющим степень экологичности ЗИС, является формантно-резонансный источник - возбудитель ЗИС. В качестве подобного источника и предлагается гармоничная Система “Человек-Инструмент”.

Подобный подход, по мнению автора может быть предложен в качестве Методологической основы в решении проблемы Гармонизации системы “Человек-Инструмент” [6].

Основным результатом-следствием функционирования системы “Человек-Инстру-мент” как раз и является Звуко-информационная Среда. Понятие Звуко-информационная Среда отражает закономерности функционального взаим одействия всех звуковых источников с информационным источником, коим является образно-содержательная структура музыкального произведения и создаваемое им содержательное пространство 2. Формиров ание Звуко-информационной Среды обеспечивается по сути биофизическими источниками, которые во взаимодействии с другими составляющими создают целостную социо-культурную структуру: “Человек–Инструмент (голос) – ЗИС – Человек (реципиент)”.

Данная – целостная структура представляет особый вид природно-культурной и социокультурной Среды: с одной стороны - Среды жизнедеятельности человека и Среды, создаваемой человеком (социальный фактор); с другой стороны - жизнеобеспечива ющей Среды для живых организмов и человека (экологический фактор). Эта целостная структура также представляет собой систему, в которой находит свое применение т.н. локальные системы.

Для удобства в оперировании понятиями системы в данном контексте предлагается классифицировать рассматриваемые объекты по уровням и их функциональным значениям:

А/ - Локальная система: “Человек-Инст-румент”, детерминирующая (задающая) качественные характеристики ЗИС (активный уровень: – воздействия на формирование ЗИС). В/ - Локальная система “ЗИС-Человек” (пассивный уровень: воспринимающая си стема) с позиции потребления содержательной структуры ЗИС в общей структуре социокультурной иерархии (см. ниже); С/ - Целостная (сложно детерминированная) система: “Человек-Инструмент (или голос) – ЗИС – Человек” – социально-значимый уровень, рассматрива емый в экологическом аспекте: взаимно-коррелированный процесс создания ЗИС и сохранения ее квалитативных (качественных) характеристик.

Таким образом, устойчивость, в случае взаимодействия внутри системы А/(“Че- ловек-Инструмент”) и в процессе формирования ЗИС, может рассматриваться по квалитативной шкале критериев с позиций: структурности, эффективности, комфортности, экологичности, способности к саморегуляции (самокоррекции) и саморазвитию как самой системы, так и ЗИС.

Аналогичным образом может происходить саморегуляция и внутри системы В/: “ЗИС-Человек”, при условии соответствующей настройки этой системы. Разница между двумя этими системами заключается в том, что система А/ - воспроизводящая (активн ая), а система В/ - воспринимающая (пассивная).

Основными стимуляторами процесса формирования ЗИС являются внутриструктурные механизмы любой из систем (или подсистем) аналогичного ряда. В качестве подобных механизмов”) рассматриваемой нами системы А/, могут выступать “корреляционно- интегративные механизмы” (КИМ). Изучение свойств этих механизмов, определяющих (задающих и детерминирующих) качественные (квалитативные) свойства и характеристики ЗИС, способствует выявлению новых их качеств.

Соответственно, на следующем этапе изучения этих качества им придаются значения общих системных свойств и функций. Что и позволяет, но уже на качественно ином, методологическом уровне, находить новые - универсальные способы управления этими механизмами, но теперь уже в целях Гармонизации систем: А/ и С/.

По существу, выявление КИМ и способы гармонизации ЗИС в системе А/ представляются весьма актуальным подходом к изучению проблемы Экологии ЗИС с нескольких позиций, в частности: 1 - с искусствоведческих позиций: художественно-эстетическ ой оценки процесса формирования ЗИС, с выходом на уровень теоретического обоснования соответствующей критериальной и измерительной шкалы для всех субъектов социокультурного процесса;

2 - с музыкально-педагогических позиций: применение технологических и педагогических подходов, адекватных вышеуказанным (антропометрическим, экологичным) критериям;

3 - с экологических позиций (в т.ч., с социокультурной стороны): формирование комфортной и экологичной ЗИС и применение соответствующих подходов к ее формированию, в частности, по критериям экологической безопасности ЗИС для организма человека;

4 - с квалитативных позиций (от лат. кvalio - качество): качественной (структурно-оценочной) шкалы ЗИС, средств ее оценки (измерения) и формирования для всех уровней социокультурной

5 - с позиций психотерапии (в частности разделов: музыко- и звукотерапия, другие разделы арт-терапии): воздействие ЗИС на организм человека и использование ее свойств в реабилитационно-профилактических целях;

6 - с позиций биофизики и музыкальной акустики: научно-теоретического обоснования и объяснения механизмов подобного взаимодействия в процессе: а) формирования и гармонизации системы А/ как источника ЗИС; б) формирования и экологизация собственно ЗИС с помощью ее источников (в т.ч., рассматриваемой системы А/).

Проблема гармонизации системы А/ в предлагаемом подходе носит характер глобальной интеграции всех составляющих и выводит на уровень универсальности технологических средств в решении общих практических задач ее формирования, в т. ч. музыкально-исполнительского искусства на всех его ступенях (от начальной, до профессиональной), и уровнях: художественно-творческом, художественно-интерпретационном (репродуктивно-воспроизводящем), художественно-эстетическом (культурно-творческом) и м узыкально-педагогическом (обучающем).

В связи с этим проблема Гармонизации не может быть рассмотрена в качестве локальной проблемы в рамках лишь искусствоведческих исследований. С позиций автора данная проблема может и должна решаться с системно-интегративных – целос тных позиций в соответствии с Методологическими принципами (Антропометрии и Сферодинамики: Б.В.Гладков, 1978-1998). Подобный подход к решению практических задач экологизации Звуко-информационной среды (ЗИС) явл яется весьма актуальным и может быть включен в исследовательскую проблематику современной науки и практики в области Экологии.

Многочисленные исследования и наблюдения показывают наличие факторов, искажающих или деформирующих источники ЗИС. Такого рода деформации касаются прежде всего способов (приемов) звуковоспроизведения, как в технических средствах (электр о-акустических системах), так и биофизических, вышеупомянутых системах, к которым, в частности, относятся вокальный (певческий) голос и духовые инструменты. Они, в частности, выражаются:

1 - в нарушении взаимодействия между компонентами Слухо-двигательного комплекса (СДКм), по сферам: дыхательная (ее вдыхательная и выдыхательная функции); тактильно-двигательная (голосовой аппарат, лицевые мышцы, органы артикуляции, мыш цы рук); слуховая (внутренний, внешний слух и их коррегирующие функции); потребностно-творческая (мотивация, воля3, устремленность); мыслительная сфера (воображение, память, мышление, ритм и т.п.) музыканта- исполнителя (в т.ч. инструменталиста-духовика). Подобные нарушения приводят к дискоординации деятельности различных органов, отражающимся на звуковом результате (деформирующем ЗИС и наносящем ущерб здоровью исполнителя );

2 - в недостаточно выявленном звуко-частотном спектре отдельных инструментов (отсутствие ВПФ) по причине нарушения взаимодействия СДКм ;

3 - в нарушении динамического и звуко-высотного баланса ансамблевого звучания по вышеуказанным причинам;

4 - в искажении, по вышеприведенным причинам, качества звучания источников ЗИС (ее квалитативных - экологичных характеристик).

Непременным следствием подобных нарушений является деформация не только собственно источника ЗИС (голоса, инструмента, ансамбля, оркестра), ее структуры, но и механизмов восприятия собственно ЗИС и мышления в целом.

Проблема Гармонизации системы “Человек-Инструмент” непосредственно коррелирует с проблемой квалитативных (качественных) характеристик методических (и других) подходов, которые до сегодняшнего дня не получили своего отражения в соответствующей критериальной шкале, которая необходима для формирования культурно-экологического сознания субъектов социо-культурной иерархии. Эта проблема также требует отдельного исследования, которой посвящены отдельные р аботы автора.

Основные выводы

1. Поскольку музыкальное искусство изначально информативно и связано с материализацией образно-смыслового содержания в звуковом и интонационно-образном воспроизведении, направленном на создание соответст вующего пространства или Среды, автор считает вполне правомерным принятие обобщающего понятия - Звуко-Информа-ционная Среда (или в аббревиатуре – ЗИС).

2. В качестве источников ЗИС в данном исследовании принимается обобщенное понятие Система “Человек-Инструмент” (аналог по отношению к системам типа: “Человек-Машина” или “Человек-Компьютер) по отношению к певческо-речевому голосу как аналоговому ориентиру в настройке системы: организм-духовой инструмент в их гармоничном взаимодействии.

3. В противовес существующему понятию “обучение”, предполагающему лишь реализацию эмпирически сложившихся подходов передачи исполнительской культуры от учителя к ученику, выражающиеся в обучении “игре на инструменте” (в отличие от целостно-гармоничного процесса – творческого развития (С.О. Мильтонян [10]), автор предлагает принять обобщенное понятие “Гармонизации” как проц есса “интегративной” (глобальной) настройки и совершенствования вышеуказанной системы: “Человек-Инструмент”.

4. В качестве оценочной шкалы гармоничности системы “Человек-Инструмент” как источника ЗИС предлагается принять основные Антропометрические критерии: Формант ность и ее проекцию в художественно-эстетических качественных – резонансно-формантных характеристиках звучания подобного источника.

5. В качестве основного средства измерения экологичности (как показателя качества) ЗИС следует считать эмоционально-рефлексивный мониторинг (сравнительное восприятие и анализ) на основе соответствующего уров ня культурно-экологического сознания аудитора.

_________________________

1. Антропометрическая теория как основа Сферодинамики – структурно-содержательная база Методологии Познания и Экологии Искусства разработана Б.В. Гладковым. Она явилась следствием теоретических и экс периментальных исследований Шкалы натурального музыкального звукоряда. [] Начало ее иследованиям положил древнегреческий философ Пифагор Самосский (около 500 лет до н.э.). Стро ение ШНМЗР проецируется в структуре Системы Равных Концентрических Объемов (СРКО), что составляет объемно-структурную модель Стоячей сферической звуковой волны (ССЗВ) – экологичной по своим частотным (резонансно-формантным) характеристикам.

2. Основные понятия и определения, вводимые автором, получили свое наиболее полное обоснование в ходе последовательного рассмотрения (исследования) затронутых аспектов на теоретическом и практическом уровнях, изложенного в других работ ах (см.,например: [6].

3. В том числе и т.н. “звуко-творческую волю”, которая по мнению К. Мартинсена составляет основу музыкально-исполнительского мышления (см.: Мартинсена К.[12])

Рис. 1. Система равных концентрических объемов

 

 

Литература

  1. Гладков Б.В. Секрет звукоряда. //Химия и жизнь. -М.; 1984, № 2.
  2. Гладков Б.В. Почему “ля”? //Изобретатель и рационализатор. -М.; 1985, №6.
  3. Гладков Б.В.Теоретические и экспериментальные исследования шкалы натурального музыкального звукоряда./Научный доклад ... канд.тех. наук. /рукопись. СПб.; 1995.
  4. Гладков Б.В. Система Равных Концентрических Объемов как инструмент научного познания. // АКАДЕМИЯ, Межакадемический информационный бюллетень. № 1 (4).СПб; 1997. -С.:16-21.
  5. Гладков Б.В. Математические начала Объемного мышления. Сферодинамика. – СПб, Синтез, 1998.
  6. Говор В.Н. Методологические основы Гармонизации системы “Человек-Инструмент” (На примере духовых нструментов. Антропометрический подход). /Рукопись. -СПб; ОУнЭИ, 1998.
  7. Говор В.Н. Проблемы Квалиметрии Искусства и Образования.// Матералы II-го Международного симпозиума "Квалиметрия Человека и Образования" -М.: ИЦПУКПС, 1993. Т.2, ч.2. -С.: 138-159.
  8. Говор В.Н. Проблема Квалитативной шкалы в Музыкальном искусстве и художественном образовании.// Материалы III Международного симпозиума.- М.; 1995. -С.:75-93
  9. Мартинсен К.А. Индивидуальная техника пианиста (на основе звуко-творческой воли). -М.: Музыка, 1966.
  10. Мильтонян С.О. Педагогика Гармоничного развития скрипача. –Тверь: Дикси, 1996.
  11. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. /пер.с франц. Б.А.Власюка и др. -М.: Мир, 1966. -351 с.
  12. Моль А. Искусство и ЭВМ. /В.Фуке, М. Касслер: пер. К.О. Эрастова и Н.М. Нагорного. -М.: Мир, 1975. -556 с.
  13. Психологический словарь. Под ред.: В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. М.: – Педагогика, 1983. 448 с., ил.
  14. Фант Г. Акустическая теория речеобразования. -М.; 1964
  15. Цветаева А.И., Сараджев Н.К. Мастер волшебного звона. -М.: Музыка, 1988, 110 с.
  16. Culver C. Musical Acoustics. N.Y.

Site of Information Technologies
Designed by  inftech@webservis.ru.